Правила выдачи и переадресовки грузов
Правила выдачи и переадресовки грузов — это комплекс уставов и кодексов. Они регламентируют взаимоотношения между отправителем и перевозчиком. Каждая из сторон заинтересована в том, чтобы сотрудничество было беспроблемным. Но иногда случаются непредвиденные ситуации. Поэтому, чтобы процесс перевозки был успешно завершен, необходимо руководствоваться Правилами.
Особенности выдачи груза
Чтобы получатель имел возможность своевременно обустроить место приемки и разгрузки, перевозчик должен заранее уведомить о времени прибытия транспортного средства. Выдача груза осуществляется в конечном пункте, который указан в ТТН. Получатель обязан обеспечить условия для быстрого приема товара. После этого его подчиненные должны очистить транспортное средство, удалив остатки транспортируемой продукции, а также в некоторых случаях помыть и продезинфицировать ТС. Эти обязанности может выполнять перевозчик, если данные условия были ранее оговорены и зафиксированы в договоре.
Выдача груза осуществляется в пункте назначения, учитывая его вес и количество мест. Причем это происходит в таком же порядке, в каком проводился прием.
Если забор груза осуществляется с ж/д станций, морских портов, аэропортов, перевозчик принимает его, а затем выдает получателю согласно действующим правилам конкретного вида транспортировок.
Если во время доставки на прицепах, цистернах или контейнерах не были повреждены пломбы и автомобиль является исправным, проверка товара не осуществляется. Штучные и тарные грузы, которые принимались по стандартному весу или грузоместу, выдаются без взвешивания. При наличии повреждений проверяют только позиции с дефектами.
Насыпные и навалочные грузы, доставленные без признаков повреждений и недостачи, при отсутствии возможности их взвешивания выдаются перевозчиком без проверки. Он не несет ответственности за расхождение между фактическим и обозначенным в ТТН весом в случае, если они соответствуют нормам естественной убыли или находятся в пределах, установленных Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии.
Если во время приема обнаружено, что груз испорчен, поврежден или есть недостача, либо факты, подтверждающие это, случились во время доставки и установленные актом, перевозчик обязан подсчитать убытки. При необходимости для проведения экспертизы могут привлекаться сторонние специалисты.
Получатель имеет право отказать в приеме груза лишь в случаях, когда качество транспортируемого товара изменилось и он частично или полностью непригоден к использованию. Об этом составляется акт.
Переадресовка грузов
Порядок этой процедуры регламентируется ст. 72 Устава автомобильного транспорта. Иные правила определяют отправитель и перевозчик самостоятельно. Их в обязательном порядке фиксируют в договоре.
Согласно общим правилам, грузоотправитель может сделать переадресацию до момента прибытия ТС в пункт назначения. Если товар не принимают по причинам, не зависящим от компании-перевозчика, возможна его переадресация другому получателю.
В документе о проведении этой операции указывается такая информация:
- номер заказа и ТТН;
- адрес пункта №1;
- данные о получателе;
- адрес пункта, куда осуществляется переадресация;
- информация о новом получателе.
Распоряжение составляется в письменном виде, если иного не указано в договоре. Согласно Уставу автомобильного транспорта, процесс переадресовки оформляется на весь груз, который следует по одной ТТН. Возможны исключения лишь в случаях, когда стандартные правила этой процедуры изменены и это зафиксировано в договоре.
При увеличении транспортных расходов все затраты покрывает отправитель, по чьей инициативе осуществлялась переадресация. Если получатель отказывается принимать, а перевозчику не дают указания о его переадресовке, транспортная компания имеет право:
- принять груз на собственных СВХ либо сдать его на хранение в ближайший пункт;
- передать другой компании, если товар требует срочной реализации;
- вернуть груз отправителю и требовать возмещение расходов на транспортировку и выплату штрафов согласно договору.
Во время мультимодальных доставок процедура переадресовки регламентируется Правилами перевозок в прямом, смешанном автомобильно-железнодорожном и автомобильно-водном сообщениях.